Критическая субмодальность

Изменение некоторых субмодальностей даёт больший эффект, чем других. Но обычно есть одна субмодальность, от которой зависит всё. Вы меняете её - и получаете нужное изменение. А все остальные выставляются сами по себе. Например, поместили картинку на нужное место - и у неё «автоматически» выставилась нужная яркость, расстояние и резкость.

Такую субмодальность называют критической. И для каждого вида оценки будет своя критическая субмодальность: для нравится одна, для верю – другая, для согласия - третья. И тогда для изменения достаточно найти эту критическую субмодальность и изменить (кстати, в прошлом задании вы как раз искали критическую субмодальность интенсивности переживания).

✅ Практически все субмодальные техники строятся всего по двум схемам:
• если меняем интенсивность переживания - используем схему с прошлого занятия;
• если меняем качество - выбираем эталонную ситуацию и меняем субмодальности в соответствии с ней.

Субмодальности которые обычно кодируют качество: местоположение (кроме расстояния до образа), цвета, движение (и его характеристики), рамка, ассоциация/диссоциация, фокус.

05-1

  1. Рабочая ситуация
    Выберите из своего опыта ситуацию, отношение к которой вы хотите изменить. Пока работаем только с картинками, так что выбирайте ситуации больше связанные с визуальной модальностью.
  2. Эталонная ситуация
    Выберите из своего опыта ситуацию, по отношению к которой вы испытываете желательные переживания.
  3. Субмодальные отличия
    Составьте список субмодальных отличий "Рабочей" и "Эталонной" ситуаций.
  4. Изменение
    Измените первую субмодальность "Рабочей" ситуации из списка на соответствующую субмодальность "Эталонной" ситуации. Изменилась ли ваша оценка "Рабочей" ситуации? Если "Нет", приводим всё в исходное состояние и возвращаемся на шаг 3. Если "Да" - идём дальше.
    👉 Если список субмодальностей закончился, а критическая субмодальность всё ещё не найдена – возвращаемся на шаг 2 и дополняем список.
  5. Экологическая проверка
    Проверьте экологию: может ли полученное изменение как-то повредить вам в жизни? Если "Да" – вернитесь на 2 шаг и выберите другую более подходящую "эталонную" ситуацию.

– Я взял, как рабочую ситуацию нежелание мыть посуду. Если в баллах - 6 из 10. А вот за эталон я взял пробежки по утрам, на которые я выхожу несмотря на погоду. Образ мытья посуды: на расстоянии вытянутой руки немного слева от меня, на уровне груди, яркий, но малоконтрастный, фотография, цветная, без рамки, размером 60 на 40 сантиметров. Бег по утрам: яркий цветной контрастный образ, прямо перед глазами, на расстоянии полуметра, но маленький - 30 на 20 сантиметров. Это короткий зацикленный фильм, немного ускоренный. Какие субмодальности отличаются: местоположение, расстояние, размер, контраст, фото/фильм. Сделал картинку мытья посуды более контрастной - нежелание мыть посуду скорее даже усилилось. Вернул контрастность к исходному значению. Поместил картинку рабочей ситуации на место эталонной - нежелание слегка уменьшилось. Вернул картинку обратно. Сделал из фотографии мытья посуды кино - добавил несколько кадров, зациклил, кино чуть ускорил. Картинка тут же стала контрастней, уменьшилась в размере и скакнула на место перед глазами. Не совсем туда же, что и картинка с бегом, но близко. И теперь мытьё посуду у меня вызывает не нежелание, а скорее состояние стремления, готовности, на 2-3 балла. Проверил экологию - всё нормально. Так что теперь я мою посуду даже с удовольствием.