Перенос мастерства

Здесь мы будем считать мастерством умение делать что–либо очень хорошо.

НО! Часто мы делаем хорошо вещи, которые нам не очень нравятся.

Есть люди которые просто восхитительно опаздывают. У меня есть знакомый, который всегда опаздывает на 15 минут – часы можно проверять. При чём не важно откуда и куда он едет: из Измайлово в Бибирево или из Домодедово в Тёплый Стан. Представьте себе как нужно точно всё рассчитать, чтобы не дай бог не приехать на 5 минут раньше!

Ученики в школе. Знаете, бывают такие очень твёрдые троечники. Которые мастерски рассчитывают заучиваемые и выдаваемые знания: больше чем на два, но точно меньше чем на четыре, и уж тем более меньше чем на пять. Это высокое искусство!

И здесь я не шучу (почти) – это всё действительно мастерство. Вот только бы направить его на более полезные нужды.

Упражнение «В чём я мастер»

Возьмите листик бумаги и запишите на нём, в чем вы мастер. Зачастую это что–то очень привычное, и не обязательно «большое». Например:

Я мастерски:

  • чищу морковку – быстро и аккуратно;
  • рассказываю анекдоты;
  • подбираю одежду;
  • легко встаю по утрам;
  • набираю SMS;
  • общаюсь с клиентами.

Общее количество пунктов не ограничено, но желательно, чтобы их было не меньше пять. Ну разрешите себе подумать о том, что же вы делаете хорошо.

Рисуем мастерство

Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали несколько видов своего мастерства. Два – три варианта, максимально разные. Помните только о том, что мастерство – это не поведение. Мастерство, это – умение что–то делать хорошо. Это скорее качество этого действуя, определённая структура. И здесь самое сложное эту структуру вытащить.

– А как его рисовать?

Например, вы можете сказать себе: – Я рисую мастерство разжигать костёр.

И рисуете.

Что у вас получилось?

– Я обнаружила, что мастерство действительно разное. Одно получилось такое строгое, немного жёсткое. А второе было мягкое и гибкое.

– У меня тоже мастерство отличается. То, которое связано с подготовкой документов – очень последовательное, а сочинение стихов творческое и несколько неопределённое.

Обмен мастерством

Каждый может быть талантливым и эффективным по своему. И у нас есть прекрасная возможность научиться что–то прекрасно делать другим способам, как это делает ваш сосед слева или справа.

Итак, я прошу вас поменяться сюрами Мастерства. А теперь немного подумайте, попробуйте вжиться в этот рисунок и описать, какое это мастерство. Попробуйте отключить логику, она здесь только помешает. Ваша задача – запустить вашу интуицию. Скорее всего описание будет вполне метафорическим, так что будьте готовы к этому.

К тому же я попрошу подумать: в каком деле, в какой ситуации вам бы пригодился этот способ мастерства.

Если это мастерство вам нравится – можно с ним соединиться.

– Если я соединяюсь с чужим мастерством, оно заменяет моё собственное?

Нет, оно просто добавляется как выбор. Вы можете быть эффективным как старым способом, так и новым. Возможно правда сначала будет тренировка и новое мастерство будет включаться чаще – бессознательное пробует новую эффективность «на вкус».

Перенос мастерства

Эта техника позволяет добавить мастерство к действию. То есть сделать ваше достижение целей в какой–то ситуации более эффективными и успешными.

Демонстрация

Тренер: – Кто хочет прямо сейчас стать мастером? Андрей! Отлично. В чём ты хочешь стать мастером?

Клиент: – Я часто волнуюсь.

Т: – Ты хочешь научиться мастерски волноваться?

К: – Нет. Я хочу управлять волнением.

Т: – Хорошо. А чем ты мастерски управляешь или контролируешь?

К: – Я отлично вожу машину.

Т: – То есть действительно хорошо?

К: – Да.

Т: – Андрей, как ты думаешь, такой вид мастерства поможет тебе управлять волнением как ты хочешь?

К: – Я думаю, да.

Т: – Отлично. Андрей, нарисуй сейчас два сюра: «управление состоянием» и «мастерство управление автомобилем».

К: – С управлением состоянием рисовать определённую ситуацию?

Т: – Не совсем. Когда ты описывал, где пока волнуешься, но хочешь быть мастером, ты каким–то образом объединил группу ситуаций. В них же есть что–то общее, правда?

К: – Да, я там чего–то ожидаю и начинаю волноваться. При чём начинаю иногда за несколько дней. Толку от этого никакого, только нервы себе треплешь.

Т: – Вот и рисуй общий сюр ситуаций, где «управляешь волнением».

К: – Но я же им там не управляю.

Т: – Но ведь что–то делаешь и хочешь научиться управлять ещё лучше. Ведь у тебя наверняка получается хоть немного управлять волнением?

К: – Да, получается. Но недостаточно хорошо.

Т: – А если добавишь «мастерство» – то сможешь делать это просто отлично.

К: – Ага. Рисую.

К: – Сюр ситуаций нарисовал. Вопрос по сюру «мастерства». Это как я управляю автомобилем?

Т: – Да, но! Ты рисуешь именно мастерство, как умение что–то делать очень хорошо. В данном случае, управлять автомобилем. Просто нам сейчас нужно мастерство именно такого типа.

К: – Я нарисовал «мастерство». Но вот я на него сейчас смотрю, и мне хочется сделать его более «внутренним». Машина, всё–таки, это что–то внешнее.

Т: – Сделай сюр «мастерства» таким, каким тебе хочется.

К: – Перерисовал.

Т: – Замечательно. Посмотри на этот сюр – это действительно то «мастерство», которое тебе нужно в ситуации с волнением?

К: – Да, вполне.

Т: – Теперь нарисуй сюр «мастерское управление волнением»: просто добавь мастерство в твою рабочую ситуацию.

К: – То есть это будет сюр с элементами из сюра ситуации и сюра «мастерства»?

Т: – Не совсем. Ты рисуешь ситуации с волнением, как если бы уже обладал там мастерством. Сделать это можно несколькими способами: представить что ты уже обладаешь нужным мастерством в этой ситуации и нарисовать, что получится; дать себе команду «рисую мастерское управление волнением» и наблюдать за процессом.

К: – Я попробую.

К: – Нарисовал. Сначала попытался добавить мастерство в ситуацию, получилась какая–то странная картинка. Так что я дал себе команду и нарисовал.

Т: – Посмотри на этот сюр – он тебе нравится?

К: – Да, вполне.

Т: – Это именно «умение управлять волнением мастерски»?

К: – Не знаю: мастерски или нет, – но умение управлять тут есть точно.

Т: – Тебе ничего не хочется изменить, исправить, добавить?

К: – Нет, всё и так вполне хорошо.

Т: – Отлично. Тогда соединяйся.

К: – Когда я начал соединяться рука сначала долго не опускалась, а потом вдруг резко пошла вниз точно на сюр. И когда я сидел с рукой на сюре состояние становилось всё более лёгким – как будто какой–то груз ушёл. И сейчас такое очень лёгкое, но при этом энергичное состояние.

Т: – Представь, что ты через несколько дней попадаешь в ситуацию, где раньше тебе было трудно управлять волнением. Как ты там сейчас себя чувствуешь?

К: – Когда я сейчас это представляю – там волнение неверно есть, но оно не очень большое и больше похоже на предвкушение: – Ага, вот мы повеселимся.

Т: – Это то, что ты хотел?

К: – О да, вполне.

Т: – Спасибо.

Вопросы

– Как подбирать подходящий вид «мастерства»?

Это очень просто. Берёте любое и смотрите: подходит или нет. Если не подходит берёте другое, или чуть подправляете выбранное.

– Что будет, если всё–таки выбрать неподходящий тип мастерства?

Что в данном случае «неподходящий»? «Мастерство» же это умение что–либо делать очень хорошо. Так что самое страшное, что может произойти – вы будете наконец делать то, что раньше у вас не получалось … но несколько неожиданным способом. Если вам этот способ не нравиться – добавьте туда ещё какой–нибудь.

– То есть можно добавлять в одну и ту же ситуацию разные виды «мастерства»?

Да, вполне. И у вас там просто появиться выбор, каким способом быть мастером.

– Что всё–таки происходит, когда добавляешь «мастерство» в ситуацию?

Скажем так – у вас есть эффективная стратегия достижения результата. У всех хотя бы две–три таких есть. Вы берете её в ситуации, где она уже работает и применяете к ситуации, где её не хватает.

– А из ситуации откуда «мастерство» берём, оно не исчезает?

Нет, конечно. Оно оттуда никуда не денется. Как говорил один умный человек: «Если ты мне дашь доллар, и я тебе дам доллар – у нас будет по доллару. Если ты мне дашь идею, и я тебе дам идею – у нас у каждого будет по две идеи».

По шагам

1. К чему добавляем.

Определяем рабочий контекст: ситуацию, в которой вам не хватает мастерства. То есть вы там что–то может делаете и вполне хорошо, но хотите делать ещё лучше. Или делаете не очень хорошо, а хотите чтобы всё получалось. Эта штука хорошо работает, когда вам нужно делать то, что вы уже делаете ещё лучше. Например, ещё лучше писать диплом или ещё лучше общаться с начальником. Но если в ситуации вы делаете что вам не нравится – испытываете страх, опаздываете, теряетесь – простое добавление мастерства может помочь вам «испытывать страх» ещё более качественно. Здесь важно правильно определить, к чему вы хотите это самое мастерство добавить.

– Мастерство добавляется к ситуации?

Мастерство же мы добавляем к действию. И если вы хотите изменить ситуацию, то скорее в ней вы делаете что–то, что вам не нравится. Тогда подумайте о том, что вы хотите делать вместо этого. То есть вместо «опаздывать» – «приходить вовремя»; «стесняюсь – чувствую себя уверенно».

Но это только один вариант. Во многих случаях то, что вы хотите изменить, можно описать как «делаю не очень хорошо»: «знакомлюсь», «встаю по утрам», «режу огурцы для салата». Тогда мастерство просто добавляется к этому поведению.

Короче, что хотите делать лучше – к тому мастерство и добавляете.

– Действие обязательно должно быть без отрицания? Или можно «ещё лучше не опаздывать»?

По моему опыту, в ИГ работает и с отрицанием. То есть действительно можно мастерски «не стесняться», «не опаздывать» и «не курить». Но лучше всё–таки положительный определение.

2. Подходящее мастерство.

Теперь нам нужно выбрать подходящий «тип» мастерства. Оно ведь бывает весьма разным. Мастерство решать кубические уравнения может сильно отличается от мастерства готовить борщ и выбирать наиболее короткую дорогу. Хотя конечно можно перенести в ситуацию разные типы – чтобы был выбор. Или поэкспериментировать – выбрать мастерство вроде с взгляда не подходящее под ситуацию.

Один молодой человек перенес мастерство «решения интегралов» в «знакомство с девушками». Заявляет что очень интересный эффект получается.

– То есть мастерство должно быть из той же области: если хочешь лучше общаться, берем мастерство рассказывать сказки?

Не обязательно из этой же области. Скорее, подходящее по духу. Как вариант – можете сейчас посмотреть на сюры мастерства, которые вы рисовали в предыдущем упражнении, и выбрать которое больше подходит.

3. Добавление мастерства.

Следующий шаг – сюр «мастерское действие». В этом сюре вам нужно соединить «мастерство» и «действие».

– В этом сюре должны быть элементы сюра мастерства и действия?

Не совсем. Здесь будет вполне самостоятельный сюр, обозначающий это самое «мастерское действие».

– И как его рисовать?

Один из вариантов – дайте себе команду нарисовать «действие, мастерское вот таким способом». И понаблюдайте, что рисует ваша рука.

4. Соединение.

Если вас все устраивает, то соединитесь с сюром "мастерское действие". Помните – если рука промахивается, то это означает, что вы нарисовали что–то не совсем так. Возможно вы выбрали не совсем подходящее мастерство для этой ситуации – тогда вернитесь на 2–ой шаг, возможно не совсем точно изобразили «мастерское действие» – тогда вы возвращаетесь на 3–ий шаг и рисуете этот сюр заново.

5. Проверка работоспособности.

Представьте себя в будущем (завтра, через неделю, через месяц) в ситуации, с которой вы только что работали. Как изменилось ваше поведение? Устраивают ли вас эти изменения?