Здесь мы будем считать мастерством умение делать что–либо очень хорошо.
НО! Часто мы делаем хорошо вещи, которые нам не очень нравятся.
Есть люди которые просто восхитительно опаздывают. У меня есть знакомый, который всегда опаздывает на 15 минут – часы можно проверять. При чём не важно откуда и куда он едет: из Измайлово в Бибирево или из Домодедово в Тёплый Стан. Представьте себе как нужно точно всё рассчитать, чтобы не дай бог не приехать на 5 минут раньше!
Ученики в школе. Знаете, бывают такие очень твёрдые троечники. Которые мастерски рассчитывают заучиваемые и выдаваемые знания: больше чем на два, но точно меньше чем на четыре, и уж тем более меньше чем на пять. Это высокое искусство!
И здесь я не шучу (почти) – это всё действительно мастерство. Вот только бы направить его на более полезные нужды.
Возьмите листик бумаги и запишите на нём, в чем вы мастер. Зачастую это что–то очень привычное, и не обязательно «большое». Например:
Я мастерски:
Общее количество пунктов не ограничено, но желательно, чтобы их было не меньше пять. Ну разрешите себе подумать о том, что же вы делаете хорошо.
Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали несколько видов своего мастерства. Два – три варианта, максимально разные. Помните только о том, что мастерство – это не поведение. Мастерство, это – умение что–то делать хорошо. Это скорее качество этого действуя, определённая структура. И здесь самое сложное эту структуру вытащить.
– А как его рисовать?
Например, вы можете сказать себе: – Я рисую мастерство разжигать костёр.
И рисуете.
…
Что у вас получилось?
– Я обнаружила, что мастерство действительно разное. Одно получилось такое строгое, немного жёсткое. А второе было мягкое и гибкое.
– У меня тоже мастерство отличается. То, которое связано с подготовкой документов – очень последовательное, а сочинение стихов творческое и несколько неопределённое.
Каждый может быть талантливым и эффективным по своему. И у нас есть прекрасная возможность научиться что–то прекрасно делать другим способам, как это делает ваш сосед слева или справа.
Итак, я прошу вас поменяться сюрами Мастерства. А теперь немного подумайте, попробуйте вжиться в этот рисунок и описать, какое это мастерство. Попробуйте отключить логику, она здесь только помешает. Ваша задача – запустить вашу интуицию. Скорее всего описание будет вполне метафорическим, так что будьте готовы к этому.
К тому же я попрошу подумать: в каком деле, в какой ситуации вам бы пригодился этот способ мастерства.
Если это мастерство вам нравится – можно с ним соединиться.
– Если я соединяюсь с чужим мастерством, оно заменяет моё собственное?
Нет, оно просто добавляется как выбор. Вы можете быть эффективным как старым способом, так и новым. Возможно правда сначала будет тренировка и новое мастерство будет включаться чаще – бессознательное пробует новую эффективность «на вкус».
Эта техника позволяет добавить мастерство к действию. То есть сделать ваше достижение целей в какой–то ситуации более эффективными и успешными.
Тренер: – Кто хочет прямо сейчас стать мастером? Андрей! Отлично. В чём ты хочешь стать мастером?
Клиент: – Я часто волнуюсь.
Т: – Ты хочешь научиться мастерски волноваться?
К: – Нет. Я хочу управлять волнением.
Т: – Хорошо. А чем ты мастерски управляешь или контролируешь?
К: – Я отлично вожу машину.
Т: – То есть действительно хорошо?
К: – Да.
Т: – Андрей, как ты думаешь, такой вид мастерства поможет тебе управлять волнением как ты хочешь?
К: – Я думаю, да.
Т: – Отлично. Андрей, нарисуй сейчас два сюра: «управление состоянием» и «мастерство управление автомобилем».
К: – С управлением состоянием рисовать определённую ситуацию?
Т: – Не совсем. Когда ты описывал, где пока волнуешься, но хочешь быть мастером, ты каким–то образом объединил группу ситуаций. В них же есть что–то общее, правда?
К: – Да, я там чего–то ожидаю и начинаю волноваться. При чём начинаю иногда за несколько дней. Толку от этого никакого, только нервы себе треплешь.
Т: – Вот и рисуй общий сюр ситуаций, где «управляешь волнением».
К: – Но я же им там не управляю.
Т: – Но ведь что–то делаешь и хочешь научиться управлять ещё лучше. Ведь у тебя наверняка получается хоть немного управлять волнением?
К: – Да, получается. Но недостаточно хорошо.
Т: – А если добавишь «мастерство» – то сможешь делать это просто отлично.
К: – Ага. Рисую.
…
К: – Сюр ситуаций нарисовал. Вопрос по сюру «мастерства». Это как я управляю автомобилем?
Т: – Да, но! Ты рисуешь именно мастерство, как умение что–то делать очень хорошо. В данном случае, управлять автомобилем. Просто нам сейчас нужно мастерство именно такого типа.
…
К: – Я нарисовал «мастерство». Но вот я на него сейчас смотрю, и мне хочется сделать его более «внутренним». Машина, всё–таки, это что–то внешнее.
Т: – Сделай сюр «мастерства» таким, каким тебе хочется.
…
К: – Перерисовал.
Т: – Замечательно. Посмотри на этот сюр – это действительно то «мастерство», которое тебе нужно в ситуации с волнением?
К: – Да, вполне.
Т: – Теперь нарисуй сюр «мастерское управление волнением»: просто добавь мастерство в твою рабочую ситуацию.
К: – То есть это будет сюр с элементами из сюра ситуации и сюра «мастерства»?
Т: – Не совсем. Ты рисуешь ситуации с волнением, как если бы уже обладал там мастерством. Сделать это можно несколькими способами: представить что ты уже обладаешь нужным мастерством в этой ситуации и нарисовать, что получится; дать себе команду «рисую мастерское управление волнением» и наблюдать за процессом.
К: – Я попробую.
…
К: – Нарисовал. Сначала попытался добавить мастерство в ситуацию, получилась какая–то странная картинка. Так что я дал себе команду и нарисовал.
Т: – Посмотри на этот сюр – он тебе нравится?
К: – Да, вполне.
Т: – Это именно «умение управлять волнением мастерски»?
К: – Не знаю: мастерски или нет, – но умение управлять тут есть точно.
Т: – Тебе ничего не хочется изменить, исправить, добавить?
К: – Нет, всё и так вполне хорошо.
Т: – Отлично. Тогда соединяйся.
…
К: – Когда я начал соединяться рука сначала долго не опускалась, а потом вдруг резко пошла вниз точно на сюр. И когда я сидел с рукой на сюре состояние становилось всё более лёгким – как будто какой–то груз ушёл. И сейчас такое очень лёгкое, но при этом энергичное состояние.
Т: – Представь, что ты через несколько дней попадаешь в ситуацию, где раньше тебе было трудно управлять волнением. Как ты там сейчас себя чувствуешь?
К: – Когда я сейчас это представляю – там волнение неверно есть, но оно не очень большое и больше похоже на предвкушение: – Ага, вот мы повеселимся.
Т: – Это то, что ты хотел?
К: – О да, вполне.
Т: – Спасибо.
– Как подбирать подходящий вид «мастерства»?
Это очень просто. Берёте любое и смотрите: подходит или нет. Если не подходит берёте другое, или чуть подправляете выбранное.
– Что будет, если всё–таки выбрать неподходящий тип мастерства?
Что в данном случае «неподходящий»? «Мастерство» же это умение что–либо делать очень хорошо. Так что самое страшное, что может произойти – вы будете наконец делать то, что раньше у вас не получалось … но несколько неожиданным способом. Если вам этот способ не нравиться – добавьте туда ещё какой–нибудь.
– То есть можно добавлять в одну и ту же ситуацию разные виды «мастерства»?
Да, вполне. И у вас там просто появиться выбор, каким способом быть мастером.
– Что всё–таки происходит, когда добавляешь «мастерство» в ситуацию?
Скажем так – у вас есть эффективная стратегия достижения результата. У всех хотя бы две–три таких есть. Вы берете её в ситуации, где она уже работает и применяете к ситуации, где её не хватает.
– А из ситуации откуда «мастерство» берём, оно не исчезает?
Нет, конечно. Оно оттуда никуда не денется. Как говорил один умный человек: «Если ты мне дашь доллар, и я тебе дам доллар – у нас будет по доллару. Если ты мне дашь идею, и я тебе дам идею – у нас у каждого будет по две идеи».
Определяем рабочий контекст: ситуацию, в которой вам не хватает мастерства. То есть вы там что–то может делаете и вполне хорошо, но хотите делать ещё лучше. Или делаете не очень хорошо, а хотите чтобы всё получалось. Эта штука хорошо работает, когда вам нужно делать то, что вы уже делаете ещё лучше. Например, ещё лучше писать диплом или ещё лучше общаться с начальником. Но если в ситуации вы делаете что вам не нравится – испытываете страх, опаздываете, теряетесь – простое добавление мастерства может помочь вам «испытывать страх» ещё более качественно. Здесь важно правильно определить, к чему вы хотите это самое мастерство добавить.
– Мастерство добавляется к ситуации?
Мастерство же мы добавляем к действию. И если вы хотите изменить ситуацию, то скорее в ней вы делаете что–то, что вам не нравится. Тогда подумайте о том, что вы хотите делать вместо этого. То есть вместо «опаздывать» – «приходить вовремя»; «стесняюсь – чувствую себя уверенно».
Но это только один вариант. Во многих случаях то, что вы хотите изменить, можно описать как «делаю не очень хорошо»: «знакомлюсь», «встаю по утрам», «режу огурцы для салата». Тогда мастерство просто добавляется к этому поведению.
Короче, что хотите делать лучше – к тому мастерство и добавляете.
– Действие обязательно должно быть без отрицания? Или можно «ещё лучше не опаздывать»?
По моему опыту, в ИГ работает и с отрицанием. То есть действительно можно мастерски «не стесняться», «не опаздывать» и «не курить». Но лучше всё–таки положительный определение.
Теперь нам нужно выбрать подходящий «тип» мастерства. Оно ведь бывает весьма разным. Мастерство решать кубические уравнения может сильно отличается от мастерства готовить борщ и выбирать наиболее короткую дорогу. Хотя конечно можно перенести в ситуацию разные типы – чтобы был выбор. Или поэкспериментировать – выбрать мастерство вроде с взгляда не подходящее под ситуацию.
– То есть мастерство должно быть из той же области: если хочешь лучше общаться, берем мастерство рассказывать сказки?
Не обязательно из этой же области. Скорее, подходящее по духу. Как вариант – можете сейчас посмотреть на сюры мастерства, которые вы рисовали в предыдущем упражнении, и выбрать которое больше подходит.
Следующий шаг – сюр «мастерское действие». В этом сюре вам нужно соединить «мастерство» и «действие».
– В этом сюре должны быть элементы сюра мастерства и действия?
Не совсем. Здесь будет вполне самостоятельный сюр, обозначающий это самое «мастерское действие».
– И как его рисовать?
Один из вариантов – дайте себе команду нарисовать «действие, мастерское вот таким способом». И понаблюдайте, что рисует ваша рука.
Если вас все устраивает, то соединитесь с сюром "мастерское действие". Помните – если рука промахивается, то это означает, что вы нарисовали что–то не совсем так. Возможно вы выбрали не совсем подходящее мастерство для этой ситуации – тогда вернитесь на 2–ой шаг, возможно не совсем точно изобразили «мастерское действие» – тогда вы возвращаетесь на 3–ий шаг и рисуете этот сюр заново.
Представьте себя в будущем (завтра, через неделю, через месяц) в ситуации, с которой вы только что работали. Как изменилось ваше поведение? Устраивают ли вас эти изменения?