Разметка ментального пространства

Отлично, следующее задание. Сегодня мы будем разбираться как эти самые категории представлены у вас внутри. То есть будем исследовать ваше ментальное пространство. И сразу несколько замечаний. Я буду писать про ситуации, но то же самое будет справедливо для целей, людей, ценностей и так далее.
Сами по себе категории ни как не выглядят: они не закрашены каким-то цветом и никак не подсвечены. Но вот ситуации входящие категорию оказываются в определённом месте: неприятные чуть слева на расстоянии вытянутой руки на уровне глаз, приятные - справа, в метре, выше уровня глаз. То есть место категории в ментальном пространстве мы можем определить только условно - представив границы внутри которых находятся объекты этой категории. И, чтобы определить эти границы, нужно будет одновременно (а не по отдельности) представить группу объектов, например, 3-5 неприятные ситуации, 3-5 достижимые цели, 3-5 важных людей. И ещё, координаты образа в этом визуальном пространстве: расстояние, направление, высота - обычно важнее остальных характеристик (субмодальностей), вроде яркости, размера, цветности.
Для определения места в ментальном пространстве удобнее пользоваться не прямоугольной декартовой системой координат, а цилиндрической (извините за математику). Соответственно, у нас будет:

03

  • расстояние до образа: 50 сантиметров, метр, на расстоянии вытянутой руки.
  • высота: чуть выше головы, на 10 сантиметро уровне глаз, 1,5 метра от пола, на уровне груди.
  • направление (правее - левее): тут можно для удобства использовать метод часов - прямо впереди 12 часов, справа 3 часа, слева - 9, сзади - 6.
    При этом в разных контекстах изменения в этих координатах будут обозначать разное: например, расстояние до образа при представлении событий может определять интенсивность переживания, в контексте времени - дальность события во времени, а в контексте социальных отношений - близость человека.

Упражнение

И упражнение для тренировки разметки ментального пространства - ваша задача здесь научиться представлять категории. Для тренировки нужно будет взять 3 типа объектов с одним критерием оценки для каждого, например: события (нравится), цели (важность), качества (полезность). Большой плюс - первые 3 шага вы уже делали в предыдущем задании.

  1. Выберите тип объектов: события, вещи, места, цели, ценности.
  2. Определите критерий, по которому вы эти объекты оцениваете: важность, надёжность, полезность, насколько нравится.
  3. Определите, на какие категории вы делите по этой оценке: события [позитивность] - хорошие/плохие/нейтральные; цели [размер] - глобальные/большие/средние/мелкие; качества [полезность] - полезные, вредные, никакие.
  4. Для каждой категории выберите по 3-5 примеров и представьте их (то есть выбираете 3 неприятных события и представляете, потом 5 приятных события и представляете, потом 3 нейтральных события и представляете).
  5. Определите место в пространстве для каждой категории - то есть область где размещаются соответствующие образы.

Учтите, что ваше логическое разделение может не совпадать с субъективным - например, вы логически делите события на удручающие/обидные/плохие/вредные/нормальные/хорошие/отличные/восхитительные, но в ментальном пространстве у вас могут оказаться только три категории: плохие/нормальные/хорошие. Или наоборот - логически делите на 3 категории, а в субъективном представлении их оказывается 5 или 7.

Например.

– Я делю ситуации по оценке на негативные, нейтральные и позитивные. Область негативных ситуаций расположена на расстоянии от 30 до 50 сантиметров, от 12 до 10 часов, высотой где-то сантиметров 30 и на уровне лица. Область позитивных ситуаций приблизительно такого же размера, тоже на уровне лица, но правее - с 1 до 3 часов. Область нейтральных ситуаций достаточно маленькая, расположена на уровне живота по центру, такой шар диаметром 20 сантиметров на расстоянии ладони.