Цепочка намерений

Для выявления сущностных состояний нужно добраться по цепочке ценностей от «самого начала» до «самого конца». Вот первые задания как раз будут про то, как строить эти самые цепочки ценностей.

И немножко полезной теории.

02-1

  1. Ценности - вещи обладающие внутренней важностью.
    То есть это что-то, что вы по какой-то причине считаете ценным, важным и хотите иметь в своей жизни. Соответственно, ценности ещё выступают и как внутренние цели - то, чего мы хотим достичь, реализовать в своей жизни.
  2. В языке ценность обычно выражена номинализацией или фразой с номинализацией: настоящая любовь, счастье, надёжность, обеспеченность семьи, уверенность в будущем, карьера и т.д.
    Номинализации - «овеществлённые» процессы, то есть действие описывается существительным. Вроде: «разговор, еда, любовь, болезнь» вместо «разговаривать, есть, любить, болеть».
  3. Наши ценности можно разделить на ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Ценности-цели важны сами по себе, а ценности-средства служат для достижения других ценностей. Например, если к инструментальной ценности задать вопрос «зачем тебе это нужно?», то человек найдёт ответ и это будет ценность более высокого уровня. А вот для терминальной ценности такого ответа не будет - она важна сама по себе, а не как способ достижения более важной ценности.
  4. Сущностные состояния как раз терминальные ценности (ценности-цели). Но! Не все терминальные ценности будут сущностными состояниями.

🛠 Упражнение
Ваша задача в этом упражнении - научиться находить цель (намерение) поведения и простраивать цепочку ценностей до первой терминальной ценности.

  1. Выберите какое-то своё поведение.
  2. Задаёте сами себе к нему вопросы о смысле:
    – Зачем мне это нужно?
    – Какой для меня в этом смысл?
    – Что это мне дает?
    Если нет ответа на один вопрос - задаёте другой. Иногда, например, на вопрос «зачем?» ответа нет, а на вопрос «что даёт?» вполне есть.
  3. Вначале может быть целью не ценность, а какое-то переживание или другое поведение. Задаёте к этому поведению/переживанию опять эти же вопросы.
  4. Идёте по этой цепочке до тех пор, пока не найдёте терминальную ценность - то есть ту ценность, которая важна сама по себе. И для которой нет ответа на вопросы о смысле (из второго пункта). Нашли терминальную ценность - останавливаетесь.
  5. Проделайте это ещё 3-4 различными вариантами поведения из разных контекстов.

02-2

Например.
– Чищу зубы по утрам.
– Что это мне дает?
– Приятное ощущение во рту.
– Зачем мне это нужно?
– Чтобы чувствовать себя бодрым.
– Зачем мне чувствовать себя бодрым?
– Это даёт мне уверенность в себе. [ценность]
– Какой для меня смысл в уверенности в себе?
– Она даёт мне спокойствие. [ценность]
– Зачем мне спокойствие?
– Ну… Ни за чем. Спокойствие важно само себе. [терминальная ценность]

То есть получаем цепочку: чищу зубы по утрам – приятное ощущение - чувствовать себя бодрым - уверенность в себе - спокойствие.