Типы убеждений

Следующее задание. Сегодня мы будем разбираться с типами убеждений. Понимание типов убеждений нам понадобится при замене убеждений: новое убеждение должно быть того же типа (и про ту же самую ценность), что и старое. А так же один из способов выявления убеждений – выяснить убеждения всех типов для какой-то ценности. Но обо всём этом ниже.

Убеждения можно разделить на две группы:
✅ «правила жизни» – что как устроено;
✅ «отнесение к категории» – что чем является.

Правила жизни

05

Это убеждения о «правилах взаимодействия с ценностями/антиценностями». Например, ценность «популярность».

Причина: эти убеждения описывают, что нужно сделать, чтобы реализовать/достичь (анти)ценность.
– Для того, чтобы стать популярным, нужно много работать».

Следствие: что будет, если ты эту ценность реализуешь/достигнешь.
– Популярность приводит к потере здравого смысла.

Критерии: как я узнаю об удовлетворении ценности.
– Если о тебе постоянно говорят, приглашают в разные места и хотят общаться с тобой – то ты популярен».
Убеждения о критериях обычно предполагают, что должны выполнится все критерии: «Успех – это когда у тебя много денег, тебя все уважают и завидуют» и если хотя бы один из критериев не сработал, то ценность не достигнута.

Определение: это убеждение «поясняет», чем является ценность.
– Популярность – это когда ты находишься в центре внимания.
Убеждения об определении часто связывают ценности между собой: «Любовь – это счастье», «свобода – это осознанная необходимость», и так далее.

Отнесение к категории

Собственно, все утверждения вроде «я – гений», «она – красавица», «все кошки милашки», «мне не нравятся блондинки», «я люблю жареную картошку» – убеждения об отношении к категории. То есть человек помещает себя в категорию «гении», «её» в категорию «красавицы», блондинок в категорию «не нравится», а «жареную картошку» в категорию «люблю».
– Петров – успешный бизнесмен. [«Петров» входит в категорию «успешные бизнесмены»]
– «Мерседес» выпускает хорошие машины. [машины фирмы «Мерседес» входя в категорию «хорошие машины»]
– Я недостоин счастья. [«Я» не вхожу в категорию «достойные счастья»]
– Здоровье – это важно. [«Здоровье» входит в категорию «важно»]
– Я – весьма популярный человек. [«Я» вхожу в категорию «популярных»]

Иногда убеждения могут выглядеть похоже, но разделить их можно по тому, на какой вопрос они дают ответ:
– Что нужно сделать, чтобы получить А? [причина]
– Что будет впоследствии того, что я получил А? [следствие]
– Как я узнаю, что получил А? [критерии]
– Что такое А? [определение]
– Вхожу ли я в категорию А? [отнесение к категории]

Разберём несколько убеждений.

– Много денег портят человека. (Это убеждение о следствии: получение ценности «много денег» приводит к порче человека).
– Женщина должна всегда хорошо выглядеть, чтобы быть уверенной в себе. (Это убеждение о причине: для достижения ценности «уверенность в себе» женщина должна прикладывать усилия для улучшения собственной внешности)
– Я умный человек, так как читаю много книг. (Отнесение к категории: я отношу себя к категории умных)
– Семья - это место, где ты можешь быть счастливым. (Определение ценности «семья»)
– Счастье - это когда у тебя есть хорошая работа, семья и свой дом. (Это убеждение о критериях - здесь они как раз перечислены: хорошая работа, семья, свой дом. А ценностью является «счастье».)

☑️ Определите тип убеждения:

– Мужчина должен много зарабатывать, чтобы содержать семью.
1 причина
2 следствие
3 критерии
4 определение
5 отнесение к категории

Ответ

Это убеждение о причине (большинство убеждений о долженствовании относится к типу «причина»). Для реализации ценности «содержать семью» «мужчина должен много зарабатывать».

– Если ты не достиг цели, всё потерял и твои враги ликуют - это поражение.
1 причина
2 следствие
3 критерии
4 определение
5 отнесение к категории

Ответ

Это убеждение о критериях. Если выполняются все критерии: не достиг цели, всё потерял, враги ликуют, - значит получена антиценность «поражение».

– Пренебрежение приводит к тому, что с тобой не хотят общаться.
1 причина
2 следствие
3 критерии
4 определение
5 отнесение к категории

Ответ

Это убеждение о следствии. Последствие реализации антиценности «пренебрежение» - прекращение общения.