Использование якорей в коммуникации имеет специфику как в целях использования, так и в способах установки и воспроизведения. Начнём с ответа на вопрос «зачем?».
Первое, для чего стоит использовать якоря в коммуникации - контроль собственного состояния. Например, вам нужна уверенность при выступлении - и вы можете состояние уверенности и спокойствия привязать к сцене. Или состояние внимания к голосу нужного человека - чтобы его внимательно слушать.
Но, главное, мы можем управлять состоянием собеседника. Вызвать у него нужное состояние в одном контексте - заякорить - использовать в нужном контексте. Во время интересного рассказа поставить якорь слушателям и использовать его, а когда надо долго удерживать их внимание - воспроизвести. Использовать определённые духи для того, чтобы заякорить состояние радости при общении с вашим молодым человеком. Или заякорить у начальника состояние удовлетворения во время обеда и воспроизвести якорь во время презентации своего проекта.
Одна из часто встречающихся задач - вывести человека из дискомфортного состояния. Тут уже не столько важно, куда он попадёт - главное выйдет из печали или недовольства. Для такой задачи подойдёт любое сильное положительное переживание: азарт, радость, восторг, счастье. Но понятно, что такой якорь надо поставить и закрепить заранее - когда человек уже в депрессии его довольно сложно даже на время вывести в более приемлемое состояние.
Якоря можно использовать для того, чтобы сменить уже существующую оценку. Например, покупателю совершенно иррационально не нравятся телефоны LG. Жена резко раздражается, как только муж начинает говорить о покупке зимней резины для машины. Друг очень не любит определённый ресторан.
Для переоценки придётся делать коллапс якорей - то есть вам нужно будет одновременно запустить и ресурсный, и не ресурсный якоря. Например, поставить якорь понижением тона голоса на восхищение покупателя телефонами Samsung и использовать этот же голос при описании пока нелюбимого им телефона LG:
– Я полностью с вами согласен, Samsung выпускает отличные смартфоны, но вот посмотрите на [понижает голос] эту модель LG. Она полностью подходит под ваши критерии, у неё даже более интересный дизайн и она значительно дешевле.
Якоря можно использовать для облегчения группировки информации (один из видов аналогового маркирования). Это то, что любят (часто вполне неосознанно) делать тренеры, учителя и лекторы.
– Якоря можно разделить на визуальные [жест влево вверх], аудиальные [жест прямо вверх] и кинестетические [жест вправо вверх]. Для якорения можно использовать [жест влево вверх] жесты, [жест вправо вверх] запахи, [жест прямо вверх] тон голоса или [жест влево вверх] позу.
И слушатели бессознательно понимают, что жесты и позы можно использовать как визуальные якоря, запахи - как кинестетические, а тон голоса - аудиальные. Таким способом бессознательному группировать информацию гораздо проще, не надо вспоминать, что относится к кинестетической, а что к визуальной модальности. Показали рукой куда положить - и положили.
Но якорить можно информацию и по способу подачи. К примеру, используя пространственные якоря ведущий выделяет места для структурированный информации, подробного рассказа и метафор.
Определите для каждой цели использования якорей в коммуникации пять-семь вариантов для вашей жизни.