Для чего используются якоря в общении

Использование якорей в коммуникации имеет специфику как в целях использования, так и в способах установки и воспроизведения. Начнём с ответа на вопрос «зачем?».

Управление своим состоянием

Первое, для чего стоит использовать якоря в коммуникации - контроль собственного состояния. Например, вам нужна уверенность при выступлении - и вы можете состояние уверенности и спокойствия привязать к сцене. Или состояние внимания к голосу нужного человека - чтобы его внимательно слушать.

Понятно, что можно добавить ресурсов и при помощи техники НЛП - «Коллапса якорей», «Сдвига субмодальностей», «EMDR» и так далее. Но часто полезно иметь какие-то якоря «на крайний случай», чтобы вот прямо сейчас в этот момент получить доступ к нужному ресурсу. Как стимулы для таких якорей например можно использовать сжатие пальцев руки: большой и указательный для спокойствия; большой и безымянный для бодрости; мелодию, которую можете напевать про себя - для расслабленности; а любимый пиджак сделать счастливым, навешав на него много-много ресурсных якорей.

Управление состоянием собеседника

Но, главное, мы можем управлять состоянием собеседника. Вызвать у него нужное состояние в одном контексте - заякорить - использовать в нужном контексте. Во время интересного рассказа поставить якорь слушателям и использовать его, а когда надо долго удерживать их внимание - воспроизвести. Использовать определённые духи для того, чтобы заякорить состояние радости при общении с вашим молодым человеком. Или заякорить у начальника состояние удовлетворения во время обеда и воспроизвести якорь во время презентации своего проекта.

Реальная история. Ходил ко мне на тренинг один молодой человек, который сразу заявил, что пришёл для того, чтобы найти способ поднять себе зарплату. И вот как раз якорями он был очень воодушевлён. Его рассказ:
– После того, как узнал про якоря, начал на совещаниях, когда начальник говорил о чьих-то успехах, поправлять галстук. Поправлял, поправлял, потом как-то забыл. И вот вчера стоим мы с начальником в курилке, беседуем, и я автоматически поправляю галстук. Начальник на меня смотрит и говорит: «А не пора ли тебе, Игорь, зарплату поднять?»
Надо признать, что тот молодой человек был человеком слова и после на занятия больше не приходил.

Прерывание состояния

Одна из часто встречающихся задач - вывести человека из дискомфортного состояния. Тут уже не столько важно, куда он попадёт - главное выйдет из печали или недовольства. Для такой задачи подойдёт любое сильное положительное переживание: азарт, радость, восторг, счастье. Но понятно, что такой якорь надо поставить и закрепить заранее - когда человек уже в депрессии его довольно сложно даже на время вывести в более приемлемое состояние.

Переоценка

Якоря можно использовать для того, чтобы сменить уже существующую оценку. Например, покупателю совершенно иррационально не нравятся телефоны LG. Жена резко раздражается, как только муж начинает говорить о покупке зимней резины для машины. Друг очень не любит определённый ресторан.

Якоря могут помочь изменить оценку если она не основана на каких-то важных убеждениях. Иначе сначала придётся выявлять и менять эти самые убеждения, а это уже совсем другая история.

Для переоценки придётся делать коллапс якорей - то есть вам нужно будет одновременно запустить и ресурсный, и не ресурсный якоря. Например, поставить якорь понижением тона голоса на восхищение покупателя телефонами Samsung и использовать этот же голос при описании пока нелюбимого им телефона LG:

– Я полностью с вами согласен, Samsung выпускает отличные смартфоны, но вот посмотрите на [понижает голос] эту модель LG. Она полностью подходит под ваши критерии, у неё даже более интересный дизайн и она значительно дешевле.

Здесь негативным якорем выступает сам смартфон LG.

Группировка информации

Якоря можно использовать для облегчения группировки информации (один из видов аналогового маркирования). Это то, что любят (часто вполне неосознанно) делать тренеры, учителя и лекторы.

– Якоря можно разделить на визуальные [жест влево вверх], аудиальные [жест прямо вверх] и кинестетические [жест вправо вверх]. Для якорения можно использовать [жест влево вверх] жесты, [жест вправо вверх] запахи, [жест прямо вверх] тон голоса или [жест влево вверх] позу.

И слушатели бессознательно понимают, что жесты и позы можно использовать как визуальные якоря, запахи - как кинестетические, а тон голоса - аудиальные. Таким способом бессознательному группировать информацию гораздо проще, не надо вспоминать, что относится к кинестетической, а что к визуальной модальности. Показали рукой куда положить - и положили.

Но якорить можно информацию и по способу подачи. К примеру, используя пространственные якоря ведущий выделяет места для структурированный информации, подробного рассказа и метафор.

🛠 Задание

Определите для каждой цели использования якорей в коммуникации пять-семь вариантов для вашей жизни.

  1. Управление собственным состоянием.
  2. Управление состоянием собеседника.
  3. Прерывание состояния.
  4. Переоценка.
  5. Группировка информации.