Фокусы языка: паттерны

Фокусы языка – это вербальные рефрейминги, направленные на изменение убеждений. Проще говоря, это типовые стратегии создания таких рефреймингов. Описаний этих стратегий несколько. Наиболее известные – это 14 паттернов Роберта Дилтса, которые мы и будем разбирать дальше.

Описание курса

Уроки

  1. Оценка навыков
  2. Что такое фокусы языка
  3. Необходимые условия
  4. Противоположный пример
  5. Видео: как срабатывает фокус языка
  6. Способы мышления
  7. Изменение размера фрейма
  8. Объединение
  9. Разделение
  10. Переопределение
  11. Аналогия
  12. Метафрейм
  13. Применение к себе
  14. Видео: использование в полемике
  15. Стратегия реальности
  16. Намерение
  17. Видео: фокусы языка при работе с залом
  18. Другой результат
  19. Иерархия критериев
  20. Модель мира
  21. Последствия
  22. Сконструируйте фокусы языка всех типов
  23. Выявление убеждений по тексту
  24. Генератор заданий
  25. Оценка успехов

Описание курса

Фокусы языка используются в самых разных контекстах: в консультировании, коучинге, терапии, при переговорах, в полемике и выступлениях на публике. Короче, везде, где имеет смысл смотивировать человека сменить свою оценку. В данном курсе мы будем рассматривать преимущественно контекст консультирования/коучинга, но общие принципы конструирования фокусов языка будут аналогичны во всех контекстах.

fyp

Пример использования фокусов языка при работе залом. У главного героя достаточно сложная задача - попытаться поменять убеждения у людей, которые заранее настроены к нему негативно.

В этом отрывке из фильма «Здесь курят» показан пример использования фокусов языка «Намерение» и «Иерархия критериев». Фокусы языка здесь используется для того, чтобы показать аудитории приемлемость собственной позиции и аморальность позиции оппонентов. И сменить убеждение относительно табачной промышленности, интересы которой он лоббирует.

Сначала главный герой Ник Нейлор влезает в разговор с неожиданной оценкой ситуации. Его цель - порвать шаблон (а сработавший фокус языка рвёт шаблон) и сразу задать другую рамку восприятия ситуации. Это хороший пример того, что срабатывание рефрейминга (напоминаю, что фокусы языка - вид рефрейминга) очень сильно зависит от момента использования. Если бы он все те же слова сказал в процессе обсуждения такого эффекта они бы не вызвали.
– Джоан, какую выгоду может табачная промышленность получить от смерти этого юноши? Я даже больше скажу, наоборот, что уж там лукавить, мы потеряем покупателя. Наша надежда, наша выгода заключается в том, чтобы Робин жил долго и курил.

Здесь Ник Нейлор пытается изменить убеждение, что табачные кампании виноваты в смерти (вероятно близкой) Робина Уигерса. И он сначала определяет хорошее намерение табачных компаний - мы зарабатываем (на продаже сигарет). И аргументирует, почему им невыгодна смерть Робина - мы потеряем покупателя.

Потом он показывает циничность намерений оппонентов - они зарабатывают на смерти:
– Давайте на чистоту, Джоан, и вы уважаемые гости. Нужно всем понять одну простую вещь: Роны и Гуди этого мира хотят, чтобы Робины Уигерсы умирали. И знаете почему? Чтобы их бюджеты увеличивались! Это не что иное, как торговля человеческим горем и вам сэр должно быть очень стыдно.

И после этого разрыва шаблона он подстраивается к аудитории. Показывая, что табачные компании собираются бороться с детским курением:
– К слову сказать, скоро мы запустим пятидесятимиллионную компанию с целью отучить детей от курения.

И в конце применяет фокус языка «иерархия критериев»:
– Думаю, все со мной согласятся, что нет ничего важнее здоровья американских детей.

В результате явно заранее против Ника Нейлора настроенные участники шоу начинают реагировать по-другому, что показывает изменение их взглядов.