Фокусы языка – это вербальные рефрейминги, направленные на изменение убеждений. Проще говоря, это типовые стратегии создания таких рефреймингов. Описаний этих стратегий несколько. Наиболее известные – это 14 паттернов Роберта Дилтса, которые мы и будем разбирать дальше.
Фокусы языка используются в самых разных контекстах: в консультировании, коучинге, терапии, при переговорах, в полемике и выступлениях на публике. Короче, везде, где имеет смысл смотивировать человека сменить свою оценку. В данном курсе мы будем рассматривать преимущественно контекст консультирования/коучинга, но общие принципы конструирования фокусов языка будут аналогичны во всех контекстах.
Пример использования фокусов языка при работе залом. У главного героя достаточно сложная задача - попытаться поменять убеждения у людей, которые заранее настроены к нему негативно.
В этом отрывке из фильма «Здесь курят» показан пример использования фокусов языка «Намерение» и «Иерархия критериев». Фокусы языка здесь используется для того, чтобы показать аудитории приемлемость собственной позиции и аморальность позиции оппонентов. И сменить убеждение относительно табачной промышленности, интересы которой он лоббирует.
Сначала главный герой Ник Нейлор влезает в разговор с неожиданной оценкой ситуации. Его цель - порвать шаблон (а сработавший фокус языка рвёт шаблон) и сразу задать другую рамку восприятия ситуации. Это хороший пример того, что срабатывание рефрейминга (напоминаю, что фокусы языка - вид рефрейминга) очень сильно зависит от момента использования. Если бы он все те же слова сказал в процессе обсуждения такого эффекта они бы не вызвали.
– Джоан, какую выгоду может табачная промышленность получить от смерти этого юноши? Я даже больше скажу, наоборот, что уж там лукавить, мы потеряем покупателя. Наша надежда, наша выгода заключается в том, чтобы Робин жил долго и курил.
Здесь Ник Нейлор пытается изменить убеждение, что табачные кампании виноваты в смерти (вероятно близкой) Робина Уигерса. И он сначала определяет хорошее намерение табачных компаний - мы зарабатываем (на продаже сигарет). И аргументирует, почему им невыгодна смерть Робина - мы потеряем покупателя.
Потом он показывает циничность намерений оппонентов - они зарабатывают на смерти:
– Давайте на чистоту, Джоан, и вы уважаемые гости. Нужно всем понять одну простую вещь: Роны и Гуди этого мира хотят, чтобы Робины Уигерсы умирали. И знаете почему? Чтобы их бюджеты увеличивались! Это не что иное, как торговля человеческим горем и вам сэр должно быть очень стыдно.
И после этого разрыва шаблона он подстраивается к аудитории. Показывая, что табачные компании собираются бороться с детским курением:
– К слову сказать, скоро мы запустим пятидесятимиллионную компанию с целью отучить детей от курения.
И в конце применяет фокус языка «иерархия критериев»:
– Думаю, все со мной согласятся, что нет ничего важнее здоровья американских детей.
В результате явно заранее против Ника Нейлора настроенные участники шоу начинают реагировать по-другому, что показывает изменение их взглядов.