Что такое фокусы языка

Фокусы языка – это вербальные рефрейминги, направленные на изменение убеждений. Проще говоря, это типовые стратегии создания таких рефреймингов. Описаний этих стратегий несколько. Наиболее известные – это 14 паттернов Роберта Дилтса, которые мы и будем разбирать дальше.

Фокусы языка используются в самых разных контекстах: в консультировании, коучинге, терапии, при переговорах, в полемике и выступлениях на публике. Короче, везде, где имеет смысл смотивировать человека сменить свою оценку. В данном курсе мы будем рассматривать преимущественно контекст консультирования/коучинга, но общие принципы конструирования фокусов языка будут аналогичны во всех контекстах.

Убеждения описывают правила жизни человека: что можно, а что нельзя, как к чему относиться, что является плохим, а что - хорошим, важным или неважным, к чему стоит стремиться и что стоит делать или не делать. Это такие обобщения о жизни. Естественно, эти обобщения могут быть полезными и расширяющими для человека, а могут быть вредными и ограничивающими, вроде:
– Я не могу любить и быть любимым, потому что я не достаточно хорош.
– Я не достоин счастья, потому что я сделал много ошибок в прошлом.
– У меня нет особых талантов или способностей, которые могли бы выделить меня среди других людей.
– Новое – это всегда опасно.
– Женщина должна быть подчиненной и служить мужчине.

Вот фокусы языка направлены на то, чтобы смотивировать человека вредные убеждения убрать, а новые полезные создать и закрепить.

1-1

Описание паттернов фокусов языка

Как работают фокусы языка

Так как фокусы языка стратегии создания таких взглядов на вредные убеждения, которые бы помогли человеку эти самые вредные убеждения изменить, пара слов про убеждения.

Убеждения - наши обобщения о себе, мире и о нашем взаимодействии с миром.

Наши убеждения можно разделить на ограничивающие (вредные) и расширяющие (полезные). Ограничивающие - это те убеждения, которые нам мешают жить, всячески пакостят и вообще вредят. Расширяющие же жить помогают, всячески поддерживают и приносят пользу.

Определить, что какое-то убеждение полезное, а какое-то вредное может только сам человек. Потому, что для одного вредно, для другого может быть весьма полезным.

Степень полезности убеждения можно оценить по трём критериям:

  • правильности – убеждение хорошо описывает реальность: соответствует фактам из жизни и не противоречит другим убеждениям;
  • эффективности – убеждение успешно помогает достигать цели;
  • приемлемости – последствия использования убеждения приемлемы.

Соответственно, полезные убеждения этим критериям соответствуют лучше, а вредные - хуже.

Подробнее про убеждения можно почитать в моей книжке «Изменение убеждений», которую можно совершенно свободно скачать.

И если мы хотим смотивировать человека изменить убеждение, нам стоит показать, что оно:

  • ложно;
  • неэффективно;
  • имеет неприемлемые последствия.

1-2

Как можно показать, что убеждение ложно

Меняем контекст

Многие убеждения образованы при помощи неполной индукции: общий вывод делается на основе только части событий. Для того чтобы опровергнуть такой вывод, достаточно найти хотя бы один неподходящий случай.

«Противоположный пример»
Ищем исключение из правила.
– Мужчины всегда лгут!
– Ты в своей жизни не встречала ни одного мужчины, который сказал правду?

«Изменение размера фрейма»

У любого убеждения есть границы применимости. Вне которых оно становится ложным. Вот мы и меняем продолжительность времени, количество людей, размер территории и т.д. таким образом, чтобы выйти за эти границы.
– У меня никогда не получится уйти с этой работы.
– На пенсии вы будете с удовольствием рассказывать внукам о сегодняшних деньках.

Меняем убеждение

Когнитивное искажение: если аналогичное убеждение ложно, то и исходное убеждение ложно. Так что ищем похожее, но ложное убеждение.

«Переопределение»
Делаем рефрейминг смысла одного из слов.
– Жена должна быть послушной.
– Вам нравятся безвольные женщины?

«Разделение»
Дробим элементы убеждения на части.
– У меня никогда не получится уйти с этой работы.
– Что именно у тебя не получается: написать заявление об уходе, доделать текущий проект, поговорить с директором?

«Объединение»
Обобщаем части убеждения.
– У меня никогда не получится уйти с этой работы.
– Ты что, никогда ничего не мог изменить?

«Аналогия»
Ищем аналогию, придающую убеждению другой смысл.
– Если ты ошибаешься – значит ты неудачник.
– Это как сказать, что все художники – лжецы, потому что их картины не похожи на действительность.

Мета-уровень

Оцениваем и изучаем убеждение с другого уровня.

«Стратегия реальности»
Обращаем внимание человека на различие между убеждением, которое является обобщением и «фантазией», и «реальностью». Что позволяет переоценить полезность данной «фантазии».
– Замуж можно выходить только один раз и по любви.
– Почему и когда ты так решила?

«Применение к себе»
Поведение автора и само убеждение должны соответствовать заявленным общим критериям оценки.
– Люди постоянно обманывают.
– Зачем вы сейчас пытаетесь обмануть меня?

«Мета-фрейм»

Создаём убеждение об убеждении.
– Она должна заботиться обо мне.
– Какое ограничивающее убеждение!

Как можно показать, что убеждение неэффективно

У убеждения есть функция, цель, оно для чего-то служит. Для изменения убеждения мы можем показать, что цель убеждения плохая, либо есть лучшие цели, либо есть более эффективные убеждения.

«Намерение»
Для многих даже сам идея о том, что убеждение не данность, а имеет цель, может вызвать замешательство и смотивировать на изменение убеждения. Так же мы можем предположить, что цель его убеждения не слишком «хорошая».
– Я не могу похудеть, потому что я слабохарактерный.
– Это такой способ самооправдания?

«Другой результат»
Предлагаем другую (лучшую) цель того же уровня важности.
– Люди завистливы.
– Может лучше сфокусироваться на том, что хорошего есть в людях?

«Иерархия критериев»

Предлагаем более важную цель убеждения. При этом часто вначале нужно определить (или предположить) намерение этого убеждения.
– Я не могу похудеть, потому что я слабохарактерный.
– Важнее научиться контролировать своё поведение, чем заниматься оправданием собственных слабостей.

«Модель мира»
Предлагаем более «правильное» убеждение, опираясь на мнение значимых людей (как бы из второй позиции).
– Если ты ошибаешься – ты неудачник.
– А психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться.

Как можно показать, что убеждение имеет неприемлемые последствия

«Последствия»
Фокусируемся на негативных последствиях использования убеждения.
– Я совершенно не способен бросить курить.
– Это хороший способ оправдать свою раннюю смерть.

Сюда можно отнести достраивание до полной формы убеждения о следствии, например, убеждения о долженствовании.
– Я должен много работать.
– Что будет, если ты будешь работать чуть меньше?