Базовая техника

Общий подход в ИГ – это определить желаемое состояние и дать команду бессознательному на изменение.

По шагам

1. Нежелательное состояние.

Нарисуйте сюр того, что вы хотите изменить.
Подумайте, действительно ли данный сюр обозначает это «нежелательное состояние». Если нет – исправьте или перерисуйте.

2. Желаемое состояние.

А теперь нарисуйте сюр того, что вы хотите иметь вместо нежелательного состояния.
Этот новый сюр:

  • будет обозначать желаемое состояние вместо нежелательного;
  • он должен нравиться (это обязательно).

Если что-то не так – дорисуйте или перерисуйте.

3. Экологическая проверка.

Подумайте, если теперь вместо «нежелательного состояния» у вас будет «желаемое состояние» - это никак вам не повредит? Если может повредить – вернитесь на предыдущий шаг.

4. Соединение.

Если вас все устраивает, то соединитесь с сюром "желаемое состояние". Помните – если рука промахивается, то это означает, что вы нарисовали что-то не совсем так, как следовало бы. Вернитесь на второй шаг и попробуйте снова.

6. Проверка работоспособности.

Представьте себя в ситуациях, где раньше у вас было «нежелательное состояние». Что там изменилось? Устраивают ли вас изменения?

Схема

Bazeteh

Демонстрация

Тренер: - Кто хочет что-нибудь изменить в себе? Итак, что тебя не устраивает?

Клиент: - Я неуверен в себе.

Т: - И что это такое для тебя?

К: - Я не могу сказать достаточно конкретно – это такое общее состояние. Как какая сложная или неожиданная ситуация, так появляется чувство неуверенности.

Т: - Хорошо. Пока этой информации хватит. Бери листик бумаги и рисуй сюр своей неуверенности.

К: - А как рисовать?

Т: - Берешь листик бумаги, говоришь себе: - Рисую то-то, - и отпускаешь свою руку. Пусть она рисует, что хочет. Напоминаю, желательно чтобы не было логических элементов – цифр, человечков, звёздочек, солнышек и тому подобное.

К: - Нужно ли представлять то, что рисуешь?

Т: - Представлять как рисунок – не надо. Но можно сконцентрироваться на том состоянии, человеке или ситуации, которые изображаешь.

К: - То есть я думаю о состоянии, а рука рисует?

Т: - Да, например.

К: - Рисовать чувство или состояние?

Т: - Это для тебя отличается?

К: - Состояние – это как восприятие себя. А чувство оно в конкретной ситуации, более конкретное.

Т: - А что именно ты хочешь изменить?

К: - Я думаю, неуверенность в ситуации идёт от общей неуверенности. Если её изменить, то и всё остальное изменится.

Т: - Тогда рисуй общую неуверенность в себе.

К: - Нарисовал.

Т: - Посмотри на рисунок – это действительно твоя «общая неуверенность в себе»?

К: - А как я узнаю, что это так?

Т: - Спроси себя, сверь ощущения. Ты же рисовал эту самую «общую неуверенность в себе», значит сможешь определить – то ты нарисовал, или не то.

К: - Наверно это не совсем «общая неуверенность». Это скорее какое-то разочарование.

Т: - Для того, чтобы получилось то, что ты хотел, можно что-нибудь дорисовать или нужно рисовать заново?

К: - Перерисовывать придётся.

Т: - Приступай.

К: - Перерисовал. Сейчас это действительно «общая неуверенность в себе».

Т: - Отлично. Теперь рисуй, что ты хочешь вместо этого.

К: - И как это рисовать?

Т: - Например, ты можешь дать себе такое задание: «нарисовать я хочу иметь вместо общей неуверенности в себе», и следить за тем, как рисует твоя рука.

К: - Я попробую.

К: - Нарисовал.

Т: - Это действительно то, что ты хочешь иметь вместо «общей неуверенности в себе»?

К: - Вроде, да.

Т: - Тебе ничего не хочется дорисовать, переправить?

К: - Нет.

Т: - Рисунок тебе нравится?

К: - Более-менее.

Т: - Подумай, если вместо «общей неуверенности в себе» будет то, что ты нарисовал на этом листе, может тебе это как-то навредить?

К: - Но ведь я даже не знаю, как это называется?

Т: - А тебе обязательно нужно что-то назвать, для того чтобы определить, может это «что-то» навредить тебе или нет?

К: - Наверно не обязательно.

Т: - Тогда просто представь, что вместо «общей неуверенности в себе» у тебя будет то, что ты нарисовал на втором сюре. Может ли это как-то повредить тебе?

К: - Когда я представляю себе различные ситуации, в них иногда я становлюсь очень агрессивным. Не думаю, что пойдёт мне на пользу.

Т: - Тогда измени этот второй сюр или перерисуй так, чтобы тебя всё полностью устраивало.

К: - Опять придётся перерисовывать.

К: - Нарисовал.

Т: - Опять та же серия вопросов о новом сюре. Это действительно то, что ты хочешь иметь вместо «общей неуверенности в себе»?

К: - Точно, да.

Т: - Тебе ничего не хочется дорисовать, переправить?

К: - Нет.

Т: - Рисунок тебе нравится?

К: - Вполне.

Т: - Подумай, если вместо «общей неуверенности в себе» будет то, что изображено на этом сюре, может тебе это как-то навредить?

К: - Вроде бы нет. Это состояние более спокойное и уверенное, чем предыдущее.

Т: - Тогда «соединяйся». Для этого освободи пространство на столе, положи новый сюр перед собой, и подними руку так, чтобы опускаясь она попала на сюр. Закрой глаза. Потом просто разреши руке опуститься на сюр – это будет обозначать, что ты принимаешь это новое состояние.

К: - Рука опустилась – сначала висела, потом вдруг резко пошла вниз, как будто её тянуло. И легла как раз на сюр. Сколько нужно сидеть, прижав эту бумажку?

Т: - Пока ты не поймёшь, что можно руку отнять.

К: - Да, вроде бы руку можно убрать. Что делать дальше?

Т: - Дальше нужно отказаться от старого состояния – общей неуверенности в себе. Для этого ты можешь порвать его сюр и выкинуть.

К: - А что делать с неудачным сюром нового состояния?

Т: - Подумай сам, что тебе хочется: порвать, просто смять и выкинуть или оставить на память.

К: - Наверно на память оставлю.

К: - Порвал и выкинул.

Т: - Подумай о будущем, что там изменилось?

К: - Пока не знаю, но мне кажется, что я стану более спокойным и уверенным в себе.

Т: - Это то, что ты хотел?

К: - Наверно, да. Надо попробовать.

Т: - Хорошо. Сюр нового состояния желательно поместить в такое место, где он вам будет более-менее регулярно попадаться на глаза. Например, положить в бумажник, повесить на монитор компьютера, использовать как закладку в книге, которую вы читаете. Только помните о людях вокруг - им совершенно не обязательно постоянно видеть все эти ваши художества.

К: - Я найду подходящее место.

Т: - Хорошо. Спасибо.

Вопросы

– Зачем такие трудности – вырисовывать это самое желаемое состояние. Может, просто спросить человека, чего он хочет?
Желаемое состояние должно соответствовать большому числу параметров. Например, экологичность – это только один из них. Сознанию обычно довольно сложно проверить их все и создать оптимальный вариант, бессознательному же это вполне по силам. Хотя, конечно, если человек точно знает чего хочет – можно работать и в таком варианте. Такая техника называется «Заказ».

– Почему не стоит называть словами новое состояние?
Это не требование, но пожелание. Как только мы называем словами это новое состояние, мы загоняем себя в определённые рамки, создаваемые языком. И даём повод вмешаться сознанию. А оно любит «поступать правильно». То есть если назвал новое состояние «уверенностью в себе» - веди себя соответственно. Но это опять определённые рамки, выборов может быть намного больше. Да и то, что вы получили, может не слишком соответствовать тому, что понимается под «уверенностью в себе» .

– Зачем вообще рисовать нежелательное состояние, можно ведь сразу нарисовать желаемое?
В принципе, можно и так. Но когда мы рисуем оба состояния, мы можем не только дать команду двигаться к желаемому состоянию, но и символически «отказаться» от нежелаемого. Это даёт дополнительную энергию изменению.

– То есть отказываться от нежелательного состояния необязательно?
Да, вы можете оставить его как выбор. Отказ обычно обозначает, что вы не хотите больше иметь «нежелательное состояние». Просто обычно «желаемое состояние», полученное при помощи ИГ, включает в себя определённые выборы из старого состояния – это не просто замена, но расширение. В любом случае, ориентируйтесь на себя – если вам не хочется уничтожать сюр старого состояния, ну и не надо.

– Что будет, если новое состояние нарисовано неправильно?
Понятие «неправильности» довольно широкое – это может обозначать, что сюр не соответствует желаемому состоянию, а символизирует что-то другое, на что рисовавший отвлекся мыслями. Или само желаемое состояние определено не совсем правильно, например, оно недостаточно экологично. При этом:

  • сюр может не нравиться;
  • его хочется перерисовать или дорисовать;
  • что-то не устраивает в будущем с новым состоянием;
  • рука при соединении промахивается.

– Насколько рука должна промахнуться, чтобы считать что нарисовано не то?
Если совсем не то – рука просто уходит в сторону. А так – если ладонь прикрыла больше половины сюра, значит всё нормально. Если меньше – наверно, что-то не то.

– Для чего нужно сохранять сюр нового состояния?
Это нужно, во-первых, для напоминания себе, а во-вторых, для возможности вернуть всё в исходный вариант. Если то, что получается вас не устраивает – вы можете порвать сюр «нового состояния» и с большой долей вероятности всё вернётся к предыдущему состоянию.

– Сколько нужно держать сюр нового состояния на виду?
Пока новый вариант не «устоится», т.е. достаточно плотно войдёт в вашу жизнь. Когда вы решите, что всё вас устраивает, и вы точно не хотите возвращаться к предыдущему варианту, после этого сюр «нового состояния» вполне можно выкинуть. Хотя я бы рекомендовал складывать их в какую-нибудь коробку, – все ж таки символ.

– Насколько часто можно рисовать?
Рисовать что-то можно когда угодно. Если же мы говорим о техниках ИГ, я предлагаю такое правило: «Изменение со скоростью осознания». Как только вы определили, что предыдущая техника сработала (или не сработала), вы можете делать новую.