И еще одна техника изменения отношений.
В общих словах здесь вы делаете следующее: рисуете объект (а не отношение, как в предыдущем варианте), а потом, используя стол как «карту отношений» ищете более подходящее отношение к объекту. И помните, что наиболее ответственный момент в большинстве техник ИГ – найти максимально гармоничный для вас вариант нового поведения.
– Кто определяет «карту состояний»?
Вы сами. При чём желательно интуитивно. То есть на столе «какая-то карта», но какая именно ваше сознание не знает. Просто для себя определяете – вот это пространство отображает состояние, а бессознательное само разберётся чего там где лежит.
– Объект – это обязательно предмет?
Нет. Это может быть и человек, и дерево, и чьё-то поведение, и ваше состояние. Например:
тёща;
автомобиль, который постоянно ломается;
поведение Ивана Петровича во время переговоров два дня назад;
я сам;
моё поведение в «той» ситуации;
моя эмоция.
– Что значит «максимально гармоничный»?
Удовлетворяющий различным сторонам личности. Одно и то же поведение может быть полезным и эффективным с одной стороны, но с другой… Например, курение может быть эффективным способом завязать контакт или разбить время, но весьма вредно для здоровья. Или просыпание на час-полтора по утрам эффективный способ получения удовольствия, но очень плохо может отразиться на работе.
В этом смысле «максимально гармоничный» - это когда поведение эффективно в нужном контексте, но при этом не портит жизнь в другом.
– С чем здесь соединяться?
Соединяться с положением сюра объекта в пространстве состояний: вот теперь я отношусь к этому объекту вот таким образом. И рукой по нему. Если промахнётся – значит не совсем туда положили, нужно подыскать более подходящее состояние.
– А что тогда на стенку вешать?
На стенку здесь вешать нечего. В этом смысле здесь есть некоторое неудобство.
Т:- Мне нужен желающий изменить отношение. Отлично, Ольга. Сначала нам нужно определить, что именно ты хочешь изменить: какое отношению к кому или чему и в какой ситуации. Определить – это значит либо называть, либо представить картинку, либо выделяете чувство. При этом вам нужно чётко определить, по вы это всё испытываете. То есть если у тебя злость непонятно на что или кого – эта техника не подходит, лучше предыдущий вариант.
О:- Я хочу изменить отношение к себе.
Т:– Ты себя слишком сильно любишь или наоборот регулярно обзываешь разными грубыми словами?
О:- Я недовольна собой.
Всегда и везде?
О:- Когда я думаю о себе, я чувствую недовольство. И это как-то без контекста.
Т:– А тебе изменение отношения никак не повредит. А то некоторых людей недовольство собственным внешним видом мотивирует заниматься спортом и тому подобное. Может недовольство собой тебе чем-то полезно.
О:- Не думаю. Оно какое-то абстрактное. Собой недовольна, а почему, отчего – неизвестно. Только плохое настроение от этого.
Т:– Хорошо. Давай попробуем с этим поработать. Твоя задача – нарисовать сюр «Я». И здесь очень важно, чтобы была картинка только объекта, без отношения. То есть сюр обозначает просто тебя, без какого либо отношения к себе – как хорошего, так и плохого.
О:- Да, рисую.
…
О:- Нарисовала.
Т:– Тебе ничего не хочется дорисовать, исправить?
О:- Вроде нет.
Т:– А это сюр именно «тебя», без всяких отношений?
О:- Вот сейчас смотрю – здесь много недовольства.
Т:– Попробуй ещё раз - нарисуй сюр только «себя».
…
О:- Нарисовала.
Т:– Отлично. Как теперь – это только «ты»?
О:- Вроде бы да.
Т:– А не нужно этот сюр дорисовать?
О:- Нет, всё вполне хорошо.
Т:– Замечательно. Теперь расчисть перед собой стол. И представь что это пространство твоих отношений.
О:- Я должна сделать чёткую разметку?
Т:– Не обязательно. Лучше просто определи – здесь пространство отношений. А бессознательное само придумает что где.
О:- Да, представила.
Т:– Найди в этом пространстве отношений место, которое обозначает твоё нынешнее отношение к «себе».
О:- А как его найти?
Т:– Один вариант – положи в любом месте, а потом медленно двигай сюр по этому полю, пока не почувствуешь, что нашла наиболее подходящее место. Второй вариант – просто кладёшь в любое место и задаёшь, что это твоё нынешнее отношение. А бессознательное уже само построит соответствующее пространство отношений.
О:- Пусть вот здесь будет нынешнее отношение.
Т:– Хорошо. Представь что пространство вокруг – это пространство отношений. После этого начинай медленно двигать сюр «Я» по этому пространству. Пока не поймёшь, что «вот это место» наиболее подходящий вариант.
…
О:- Да, вот это место.
Т:– Точно? Тебе не хочется передвинуть, поправить сюр «Я»?
О:- Точно. Именно это место.
Т:– Замечательно. Теперь вытяни руку так, чтобы если она опустится прямо вниз – она ляжет на сюр. И дай себе команду соединиться.
…
О:- Рука легла. Сколько ждать?
Т:– Пока не поймёшь, что руку можно отнять.
О:- А как я пойму?
Т:– У разных людей – по разному. Одни, пока стоит держать руку чувствуют что-то приятное, а когда можно отнять – это чувство исчезает. Вторые наоборот, чувствуют что-то неприятное при попытке отнять руку раньше времени. У некоторых просто рука как прилипла – так и не отлипает, пока всё не закончится.
О:- О, всё закончилось.
Т:– Как впечатление?
О:- Общая лёгкость в теле. И настроение такое приподнятое.
Т:– Подумай о «себе». Что изменилось?
О:- Сейчас, когда я о себе думаю, очень спокойно. И даже приятно. Но это как-то пока неопределённо – я не могу точно сказать, что это за состояние.
Т:– Подумай – если у тебя теперь будет это новое отношение к «себе», это тебе никак не повредит?
О:- Не думаю. Скорее наоборот.
Т:– Это то, что ты хотела получить?
О:- Наверно. До этого главным желанием было убрать недовольство. А что будет вместо этого как-то в голову не приходило. А когда недовольство ушло, такое немного странное состояние. Нужно с ним немного пожить, чтобы понять полностью ли оно меня устраивает. Но то, что это намного лучше, того что было раньше – это точно.
Т:– Хорошо, спасибо.
– Можно ли работать с положительным отношением?
Да, конечно. Здесь нет вопроса положительное или отрицательное отношение, здесь вопрос: подходит или нет. Например, ваше абсолютное иррациональное доверие какому либо человеку может сильно вредить вам в жизни – вы ему доверяете, а он регулярно вас «подставляет». Возможно более «настороженное» отношение будет более полезным. Или вы к чему-то равнодушны, но правильнее будет «опасаться» или наоборот «восторгаться».
– Пространство отношений всегда одно и то же?
Если говорить о том, что вы кладёте на поверхность стола – понятия не имею. Это же некая проекция. Весьма возможно, что под каждую конкретную ситуацию рождается новое пространство. Это вопрос к вашему бессознательному.
– Почему нельзя просто задать это пространство?
Почему нельзя – можно. Но пока не желательно. Потому что тогда сознание будет знать, что где. И могут появиться «вредные» мысли, что «на само деле лучше вот так». И вместо того, чтобы выбрать «гармоничный» вариант, может появиться желание выбрать «правильный» - наилучший с точки зрения сознания. А сознание часто не учитывает кучу последствий и взаимозависимостей.
Но на самом деле это вопрос навыка. Вначале я рекомендую более бессознательный вариант, чуть позже, когда вы легко сможете отключать влияния сознания, по большому счёту будет достаточно безразлично – сознательно вы определили или бессознательно. На данный момент это просто дополнительная мера предосторожности.
– Что будет, если выбрать «правильный», а не «гармоничный» вариант?
Скорее всего при соединении рука промахнётся. Но всегда есть вероятность что «правильный» и «гармоничный» совпадут.
– Что будет, если нарисовать сюр «объект с отношением»?
Обычно просто ничего не получается. Ну сами подумайте – вы пробуете изменить не отношение к «Ивану Петровичу», а отношение к тому, что «Иван Петрович меня раздражает». Это несколько разные вещи.
– Что делать с сюром «объекта»?
Положите куда-нибудь. Только не рвите.
– Как изменить новое отношение, если оно меня не устраивает?
Самое простое – достать сюр «объекта» и выбрать новое. Учтите, что мы вряд ли сможем сделать изменение «навсегда» - то, что удачно сейчас, через день может стать совершенно неподходящим. Мир меняется.
– Можно ли данной техникой работать с сильными переживаниями: ужас, горе, восторг?
По моему опыту в таком случае лучше подходит простой «отказ». Но и эта техника тоже работает.
Рисуется сюр объекта (ситуация, человек, вещь) к которому у вас нежелательное отношение. И учтите, что здесь очень важно рисовать именно объект, без оценки. То есть если это ситуация, то это само событие, сами действия, без оценок. Оценка – это когда вы вспоминаете ситуацию и думаете: "О, как я плохо поступил тогда", или "как они меня обидели"... Это оценка. А те эмоции и переживания, которые вы испытывали в самой ситуации – это она и есть, это ваше поведение, то, что вы тогда делали. Объект.
Положите этот сюр в такое место на столе, которое бы обозначало нынешнюю оценку.
Постарайтесь это место выбрать интуитивно. Куда рука тянется положить сюр – туда и кладите.
Начинаете очень медленно двигать рисунок туда, где бы вы хотели, что бы он лежал. Лучше всего разрешите самому себе найти это место. Обычно мы знаем, как бы мы хотели к этому относиться, только нужно себе разрешить. И чем меньше головы, тем лучше. Некоторые даже делают так: отпускают руку с сюром и она сама двигает его туда, куда нужно.
Не повредит ли вам эта новое отношение к объекту?
Если может повредить – попробуйте найти более подходящее отношение.
Если оценка, которую обозначает это новое положение рисунка, вас устраивает, то соединитесь с сюром.
Если рука промахивается при соединение – ищете другое место.
Как изменилось ваше отношение к объекту (ситуации, человеку, вещи)? Представьте себе тот объект, с которым вы работали. И определите, какие он теперь вызывает у вас эмоции. Это то, что вы хотели? Или это какое-то новое для вас отношение, о котором вы даже не думали? Устраивает ли оно вас?