Трансформация качества

Плата за изменение

При любом изменении мы как что-то теряем, так и что-то приобретаем. Вопрос только в цене и в том, можно ли эту цену как-то уменьшить.

Например, женщина выходя замуж теряет: определённую долю свободы, социальный статус «независимой женщины», возможность … , но приобретает стабильные отношения, регулярный секс, статус «замужней женщины»… Это конечно у кого как, но это к примеру.

Упражнение «Что приобрету и что потеряю»

Небольшое упражнение. Выпишите 10 вещей, которые вы хотите изменить в своей жизни. Можно чередуя в списке колбасу с просветлением. И напишите, что вы хотите вместо этого. И для каждого пункта напишите, что вы теряете и что приобретаете в случае изменения.

Например;

Есть: должность рядового менеджера.

Хочу: должность начальника отдела.

Теряю: низкую ответственность; возможность ходить на работу в свитере, а не в костюме; текущие отношения с сослуживцами.

Приобретаю: более высокий статус, большая зарплата, новый круг друзей.

Трансформация качества – вариант 1

В данной технике мы попытаемся сделать так, чтобы и «овцы были целы» и «волки сыты». То есть сделать изменение таким, чтобы получить все плюсы и при этом почти ничего не терять. Кроме того, что потерять уж очень хочется.

Но данная техника хорошо подходит для внутренних изменений (способности, качества, убеждения и т.п.) и не очень хорошо – для изменения ситуации.

Собственно, всё довольно просто. Мы берём качество, которое хотим изменить. На самом деле это может быть и поведение, и способность, и навык и т.д.


«Отрицательные» черты характера, качества

самодовольный, тщеславный глупый нечестный лживый, подлый хитрый, коварный неискренний неуверенный в себе, нерешительный рассеянный трусливый, малодушный вспыльчивый неуравновешенный злой злобный, жестокий, cкучный злопамятность жадность скупость тупость безрассудность упрямство лень жёсткость жестокость эгоистичность равнодушие, безучастность грубость корыстолюбие безжалостность, беспощадность мрачность, угрюмость, хмурость**

Для этого качества мы определяем, что оно нам даёт и чем оно нам мешает.

Например:

Качество: вспыльчивость.

Даёт: сильные эмоции, возможность отстоять своё мнение, быструю реакцию.

Чем мешает: возможные проблемы в коммуникации, неконтролируемое поведение.

А теперь давайте попробуем это качество трансформировать в какое-то другое, которое бы одновременно давало бы сильные эмоции, возможность отстоять своё мнение, быструю реакцию, и помогало хорошо коммуницировать и позволяло контролировать поведение.

Например, это может быть «контролируемая эмоциональность».

Kachestvo_02

Вы поняли, что мы сделали? Взяли то, что нам качество даёт, добавили то, что теряем от его использования, и придумали качество, которое бы давало всё вместе. «И овцы целы, и волки сыты».

Демонстрация

Тренер: - У кого есть качество, которое он хотел бы изменить. Лень, раздражительность, влюбчивость. Хорошо, Лена. Что это за качество?

Клиент: - Я очень влюбчивая.

Т: - И что ты под этим подразумеваешь?

К: - Ну, я быстро влюбляюсь, при чём чаще всего совершенно без взаимности. Страдаю месяц. Потом влюбляюсь снова. И так постоянно.

Т: - А чем тебя это не устраивает?

К: - Ну как. Всё время в чувствах, вся в страданиях и слезах. И делать особо ничего не могу. И толку от этих страданий чуть.

Т: - Хорошо, давай более чётко сформулируем, что именно тебе во влюбчивость не нравится.

К: - Неприятные эмоции, отсутствие взаимности, куча не сделанных дел.

К: - А чтобы ты хотела вместо этого?

Т: - Ну как – приятные эмоции, взаимность, и ещё чтобы дела делать.

Т: - А что тебе влюбчивость даёт?

К: - Ну как… Сильные переживания, надежду – ах, вот он позвонит, цель в жизни.

Т: - Цель для всей жизни?

К: - Ну не для всей конечно, но в тот отрезок вполне такая чёткая концентрация.

Т: - То есть не столько цель в жизни, сколько сконцентрированность на чём-то важном?

К: - Да, так вернее.

Т: - Это всё, или есть ещё что-то, что тебе даёт влюбчивость?

К: - Ну ещё наверное возможность получить поддержку от подруг.

Т: - Именно от подруг или тебе нужна просто поддержка близкого человека?

К: - Наверно поддержка близкого человека.

Т: - Хорошо. А теперь подумай, какое качество может тебе дать: сильные переживания, сконцентрированность на чём-то важном, поддержку близкого человека, приятные эмоции, взаимность и возможность делать дела.

К: - Влюбиться по-настоящему. И взаимно.

Т: - Как бы ты назвала качество, которое позволяет влюбиться по настоящему и взаимно?

К: - Взрослость в отношениях.

Т: - И действительно «взрослость в отношениях» даст тебе и сильные переживания, и сконцентрированность, и поддержку, и приятные эмоции, и взаимность, и возможность делать дела?

К: - Ну как, настоящая любовь – это вполне сильное и приятное чувство, на нём можно и сконцентрироваться, но взрослость позволит разделить дела и отношения. И взаимности даст больше шансов. Я сейчас о своёй влюбчивости думаю – там взаимность то особо и не нужна. Там сплошная неразделённая любовь – а иначе откуда страдания. Ну а взрослость как раз поможет сразу искать человека для серьёзных отношений. Я не имею в виду семью. Это когда важны чувства, а не игры.

Т: - Хорошо. А что ты потеряешь, если вместо «влюбчивости» у тебя будет «взрослость в отношениях»?

К: - Вроде как практически ничего такого, с чем бы я не хотела расстаться.

Т: - Например?

К: - Глупость и занятое ерундой время.

Т: - Отлично. Теперь нарисуй два сюра: «влюбчивость» и «взрослость в отношениях».

К: - Нарисовала.

Т: - Далее как обычно – с сюром «взаимность в отношениях» соединяешься, после чего сюр «влюбчивость» рвёшь.

К: - Да.

Т: - Замечательно. Что ты сейчас чувствуешь?

К: - Как бы так сказать… Наверно это чувствует бабочка, вылезшая из куколки. Свобода и желание летать.

Т: - Тебе нравится.

К: - Очень!

Т: - Посмотри сейчас в своё будущее, что там изменилось?

К: - Я там более собранная и просто счастливая.

Т: - Это то, что ты хотела?

К: - Да, даже больше.

Т: - Спасибо.

Вопросы

– Всегда ли возможно найти качество, которое бы удовлетворяло всем условиям?

В большинстве случаев. Но не всегда.

– Можно ли одно качество трансформировать в несколько?

Да, конечно. Особенно в тех случаях, когда действительно трудно придумать качество, которое удовлетворяло бы всем условиям.

– И как это сделать?

Всё то же самое, просто вместо одного нового качества придумываете два или три. Или сколько вам там нужно.

По шагам. Вариант 1

1. Старое качество.

Определяете качество, которое хотите изменить. Нарисуйте его сюр.

2. Что получаете и что теряете.

Сформулируйте, что это качество вам даёт и что вы теряете.

3. Новое качество.

Найдите качество, которое бы одновременно давало бы вам то же самое, что и предыдущее, но и позволяло получить то, что вы раньше теряли.

Нарисуйте его сюр.

4. Экологическая проверка.

Что вы потеряете, если вместо «старого качества» у вас будет «новое качество»? Согласны ли вы с этой потерей? Если нет – вернитесь на предыдущий шаг и придумайте другое «новое качество», которое бы позволило вам избежать этих потерь.

5. Соединение и отказ.

Соединитесь с «новым качеством» и после этого порвите сюр «старого качества». Если рука промахнулась мимо сюра «нового качества» - вернитесь на шаг 3 и перерисуйте сюр.

6. Проверка работоспособности

Посмотрите в своё будущее – что там изменилось в ситуациях связанных со «старым качеством»? Нравится ли вам то, что вы видите?

Трансформация качества – вариант 2

В предыдущем варианте этой техники мы искали новое качество сознательно. Но ведь это можно сделать и вполне бессознательно. Понятно что у качества есть какие-то плюсы и минусы, но совершенно не обязательно их все формулировать. Можно просто дать себе задание – нарисовать новое качество, которое даёт всё то, что и старое и плюс к этому даёт то, что со старым терялось.

По шагам

1. Старое качество.

Определяете качество, которое хотите изменить. Нарисуйте его сюр.

2. Новое качество.

Нарисуйте сюр нового качества, которое бы позволяло получать всё то, что даёт старое и что со старым терялось.

3. Экологическая проверка.

Что вы потеряете, если вместо «старого качества» у вас будет «новое качество»? Согласны ли вы с этой потерей? Если нет – вернитесь на предыдущий шаг и придумайте другое «новое качество», которое бы позволило вам избежать этих потерь.

4. Соединение и отказ.

Соединитесь с «новым качеством» и после этого порвите сюр «старого качества». Если рука промахнулась мимо сюра «нового качества» - вернитесь на шаг 3 и перерисуйте сюр.

5. Проверка работоспособности

Посмотрите в своё будущее – что там изменилось в ситуациях связанных со «старым качеством»? Нравится ли вам то, что вы

Вопросы

– Почему сразу не дать бессознательный вариант создания нового качества?

Мне бы очень хотелось, чтобы у вас был опыт сознательного поиска качества, удовлетворяющего определённым условиям. К тому же, для одних людей может лучше работать сознательный вариант поиска, для других – бессознательный. И для того, чтобы узнать что лучше – надо попробовать.

– Сейчас, когда я рисовал, у меня получилась последовательность: сначала старое качество, потом чуть лучше, потому хочется ещё лучше. В итоге я нарисовал аж пять сюров.

Так бывает. Рисуете одно новое качество, потом понимаете что можно ещё что-то добавить и так далее.